Команда экспертов портала агрегатора онлайн-курсов poiskovoe-prodvizhenie.ru подготовила для вас аналитический материал о методах дистанционного обучения в современном мире.
Дистанционное обучение — это форма образования, при которой от учеников не требуется физического присутствия. Вместо этого оно позволяет студентам изучать материалы, слушать лекции или участвовать в семинарах вне класса, используя разные технологии, сервисы, платформы.Некоторые ошибочно приравнивают удаленный формат к онлайну, однако это неверно. Интернет — это один из методов организации наравне с самостоятельным обучением на заочном отделении в вузе.
Методы дистанционного обучения.
В дистанционном обучении используется множество разных технологий, подходов, инструментов. Оно дает возможность создателям образовательных продуктов развивать навыки вне зависимости от направления.
Самообучение
Самообучение — один из главных компонентов дистанционного образования, поскольку обучающиеся сами несут ответственность за движение к цели и организуют процесс. Для этого метода разработчикам нужно подготовить учебные материалы, упражнения, домашние задания, тесты, видео и другой контент.Для организации работы используются учебные платформы, например, SkillSpace. Вы можете загрузить сюда уроки, аудио, тренажеры, квизы. Ученики вашей онлайн-школы могут многократно просматривать их, ставить на паузу или перематывать видео, что может помочь им лучше понять материал.Самообучение помогает развивать критическое мышление и навыки решения проблем, поскольку учащиеся сами приходят к выводам — роль преподавателей или кураторов здесь вспомогательная. Такой метод стимулирует развитие чувства независимости, что может быть полезно как в личном, так и в профессиональном контексте.
Совместное обучение
Этот метод предполагает взаимодействие в парах или группах как один из главных инструментов для достижения учебных целей. Студенты обмениваются идеями, знаниями, опытом и помогают друг другу. Совместная работа может принимать разные формы: от структурированных групповых занятий и обсуждений до более открытого проектного обучения. Дополнительный положительный эффект от методики — развитие навыков межличностного общения, повышение мотивации и вовлеченности, возможность смотреть на объект с разных точек зрения, брать информацию из разных источников. Учащиеся могут брать на себя разные роли и обязанности в своих группах, например, медиатор, исследователь или ведущий. Это помогает развивать навыки командной работы и лидерства, а также способствует равномерному распределению знаний.Как итог, работая вместе, студенты лучше воспринимают информацию, строят прочные отношения со своими однокурсниками, развивают навыки, необходимые для применения полученных знаний в своих повседневных задачах.
Адаптивный метод
Адаптивные методики предполагают внедрение технологий для формирования индивидуального опыта для каждого студента. В основе этого подхода лежит тезис, что у каждого ученика — свои запросы, интересы, предрасположенности и способности, а значит, инструменты должны адаптироваться. Используя этот способ, можно найти пробелы в знаниях и определить, как их лучше прорабатывать. Это помогает учащимся легче преодолевать препятствия и добиваться результатов. Чтобы обеспечить индивидуальный подход, используются алгоритмы Machine Learning, аналитика данных, искусственный интеллект. Эти системы могут адаптироваться к темпу, уровню навыков и стилю обучения. В режиме реального времени они предоставляют обратную связь, персонализируют контент и меняют пути взаимодействия с образовательным продуктом.
Игровые механики
Геймификация — один из главных трендов в дистанционном образовании. Он опирается на то, что игра — хороший инструмент для обучения, поскольку дает учащимся возможность взаимодействовать с содержанием в развлекательной форме. На фоне этого появилось целое направление — edutainment, которое объединяет досуг с учебой. Использовать это можно по-разному: от внедрения отдельных механик, например, рейтингов, системы ачивок, батлов, до игровой логики в основе всего курса.При обучении на основе игр студенты получают задачи, которые требуется решить. Они могут быть разработаны для обучения разным навыкам — от базовой математики и грамотности до формирования критического мышления. По мере прохождения, учащиеся получают обратную связь и поддержку, что позволяет им учиться на ошибках и улучшать результаты.Игровые средства повышают мотивацию, вовлеченность, упрощает запоминание информации. Такая учеба не вызывает негатив, поэтому помогает снизить стресс, тревогу, отторжение, которые студенты испытывают при выполнении традиционных заданий. Кроме того, обучение на основе игр может быть использовано для закрепления позитивных моделей поведения, таких как настойчивость и сотрудничество.
Синхронные и асинхронные методы
Синхронный подход предполагает, что студенты и преподаватели взаимодействуют в режиме реального времени. При таком типе студенты посещают занятия или лекции в определенные часы, участвуют в обсуждениях, мероприятиях и оценках вместе со своими однокурсниками. Асинхронная модель работает на принципах независимости, когда студенты получают доступ к материалам курса, лекциям и другим ресурсам в удобное для них время. Они могут участвовать в дискуссиях и выполнять задания по собственному графику, не привязываясь к определенному расписанию.Из-за разницы в подходах отличается и набор методов. При синхронной логике — это:Видеолекции или вебинары в реальном времени;Групповые дискуссии или дебаты;Симуляции, ролевые игры, требующие немедленного участия;Совместные проекты или презентации, которые предполагают одновременную работу;Онлайн-встречи, конференции, звонки для обсуждения сложных вопросов.Примеры асинхронных методов:Записанные видеолекции или подкасты, которые можно просматривать в любое время;Самостоятельные задания или проекты с гибкими дедлайнами;Чаты или другие коммуникативные пространства, где студенты могут оставлять комментарии и отвечать, когда угодно;Интерактивные симуляторы или виртуальные лаборатории, к которым студенты могут получить доступ и изучать их по своему расписанию;Онлайн-тесты или проверки, которые проходят с использованием технологий, но без преподавателя.
Добиться эффективности помогают принципы доступности, гибкости, интерактивности, персонализации, вовлеченности и обратной связи. Они помогают создать продуктивную образовательную среду, которая отвечает запросам каждого ученика.
Планируете начать обучение на онлайн-курсах? Загляните в наш каталог, там вы найдете новые обучающие программы от самых топовых онлайн-школ по направлениям программирование, менеджемент и продажи, дизайн и маркетинг и прочие.